Архитектор Иван Егорович Старов — одареннейший зодчий мира - ЛЮБЛЮ ПИТЕР. Дыхание Питера. Блог о Санкт-Петербурге

RSS |

- ЛЮБЛЮ ПИТЕР. Дыхание Питера. Блог о Санкт-Петербурге

Дыхание Питера. Заметки жителя Северной Венеции

Граф Потемкин несколько месяцев искал архитектора, который смог бы воплотить его замысел строительства дворца, достойного принимать Екатерину Великую. Но Жан Батист Мишель Валлен-Деламот на тот момент трудился над своим крупнейшим проектом — возведением Большого Гостиного Двора, а проект, предложенный не менее популярным в то время Буржуа де Теньера, Потемкин отверг за, как бы сегодня сказали, «неактуальностью мысли»: легкомысленные мотивы рококо, любимые французскими архитекторами, начали выходить из моды, а их место занимают архитектурные мотивы античности. Нужен был человек, способный возвести величавую простоту. Таковым и оказался Иван Егорович Старов, уже прославившийся своими строениями в классическом стиле.

Иван Егорович Старов родился 5 февраля 1744 года в семье московского дьякона. С первых лет жизни его окружала атмосфера духовности и культуры, присущая церковному сословию тех времен. Первое образование Старов получал в школе для детей «духовного чина», но даже когда Ванечка был совсем еще мал, родители будущего гения русской архитектуры без ложной скромности замечали, что «мальчик в темечко Богом целованный», и старались развить в нем стремление творить прекрасное.

Едва Ивану исполнилось одиннадцать лет, Старов-старший принял решение, что сын не пойдет по церковной службе, и отдал его в гимназию при Московском университете получать светское образование. Так И.Е. Старов оказался в числе первых учеников учебного заведения, основанного благодаря настойчивым предложениям М.В. Ломоносова и поддержке государственного деятеля И.И. Шувалова, «для учения высшим наукам желающим дворянам и югенерального обучения разночинцам».

В 1758 году в Москве открывается Академия художеств, вскоре ее перенесут в Петербург, но пока профессор академии Александр Федорович Кокоринов внимательно следит за успехами Ивана Старова. Спустя три года, 1 сентября 1761 года, воспитанник Московской гимназии займет первое место на экзаменах в архитектурном классе, о чем уже директор академии Кокоринов лично доложит генерал-адъютанту Шувалову, и судьба дьяконова сына потечет в новом русле.

Науку архитектуры ему преподают Деламот и Кокоринов. В восемнадцать лет Старов уже обладает огромным потенциалом и несравненным багажом теоретических знаний. Свидетельство тому — золотая медаль, открывшая юному таланту путь в Европу, и шпага — как знак дворянского звания.

7 января 1762 года президент Академии художеств И.И. Шувалов подписал приказ, согласно которому Старов должен оставить Петербург и отправиться во Францию для изучения «славнейших древностей». Париж, обучение практике у архитектора Шарля де Вайи. Сначала копирование знаменитых строений, а затем и собственный проект здания «Коллегии всех наук», и вот уже получено разрешение отправиться в Рим — смотреть, записывать, творить. И.Е. Старов провел в Европе в общей сложности шесть лет: пять лет в Париже и год в Италии. Лишь в 1768 году архитектор возвратился в Петербург возмужавшим и достойным звания академика. И 1 сентября 1768 года в журнале большого собрания членов Академии художеств появляется запись: «Возвратившийся из чужих краев посланный от Академии архитектурного художества пенсионер Иван Старов по представленным от него прожектам удостоен назначенным».

Начались годы славных работ. Уже в 1769 году Старов предоставит свой первый проект — Сухопутный шляхетский корпус. Практика градостроительства в «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», где он вплотную занимается планировкой Великого Устюга, Пскова, Нарвы, проектирует застройки погоревших мест Москвы и Порхова.
Его творению принадлежат усадебный дом, храм и колокольня в селе Никольском в поместье С.С. Гагарина, дворцы Богородска и Бобриков под Тулой. В Петербурге его имя звучит при упоминании дачи А.Г. Демидова на Петергофской дороге, усадеб Демидовых в Тайцах и Сиворицах.

Апофеозом архитектурной деятельности Старова в конце 70-х годов XVIII столетия стало строительство Троицкого собора Александро-Невской лавры. Над уникальным по своей красоте и величию строением зодчий работал с 1778 по 1790 год. Еще одно значимое сооружение авторства знаменитого архитектора — дворцовый ансамбль в Пелле на Неве. Строительство велось с 1784 года. К 1789 году были возведены основные корпуса, но работу пришлось приостановить по велению Екатерины II, якобы из-за войны с Турцией. Но злые языки поговаривали, что на завершение строительства великолепного дворцового ансамбля из самых лучших материалов, которые везли со всех уголков Европы, у императрицы просто не хватило денег.

И в это же время, в многогранном творчестве архитектора появляются проекты строительства домов для князя Потемкина. Однокурсник знаменитого полководца — Потемкин и Старое вместе учились в Московской гимназии — так или иначе повторял княжескую судьбу. Во время взлета военной карьеры князя Иван Старое имел множество побед в градостроительстве Санкт-Петербурга. В 1778 году он разрабатывает для Потемкина проекты увеселительного дома в Озерках и дворца в Осиновой Роще. В 1782 году приступает к проектированию на участке Конной гвардии дворца, названного впоследствии Таврическим. Одновременно архитектор создает резиденцию для Потемкина в Островках на Неве. Для Потемкина и графини А.В. Браницкой, племянницы князя, в 1790 году Старое возводит усадебный дом, церковь, фонтан и гранитную купальню в селе Богоявленском на берегу Буга.

Князь Потемкин, даже управляя югом России, не забывал своего однокашника. На протяжении четырех лет, с 1786 по 1790 год, Старое занимается проектированием и строительством усадебного дома в Дубровицах на реке Горынь, строит дворцы, гостиный двор и выполняет работы по перестройке церкви в Дубровно на Днепре; разрабатывает генеральный план застройки Екатеринослава — проектирует городской собор и многочисленные строения; возглавляет проектные работы по застройке города Николаева на реке Ингул.

Последней работой Старова для Потемкина стал мавзолей князя, расположенный в имении графини Браницкой. Помпезное строение явило собой и закат карьеры архитектора. С восхождением на престол императора Павла I архитектора отстранили от всех проектов, практически лишив средств к существованию. В 1804 году ему пришлось продать дом, возведенный им во второй половине 1780-х годов на Фонтанке. Больной, живущий лишь благодаря помощи своих сыновей, И.Е. Старов покупает у купца П.Е. Гусева скромное двухэтажное строение с садом. Здесь он проводит последние дни своей жизни.

5 апреля 1808 года великий архитектор скончался.

Вам понравилась публикация? Хотите получать новые на свой email? Это просто:



Поделитесь публикацией с друзьями:


Нравится

Оцените статью:
Статья про Питер ни очемНемного для себя вынесПочитаю ещеОчень хорошая статья про ПетербургСтатья то, что надо! Так держать! (Еще не оценили)
Loading...Loading...



Комментировать блог о Санкт-Петербурге

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.