Петергоф. Фонтаны. Дворцы - ЛЮБЛЮ ПИТЕР. Дыхание Питера. Блог о Санкт-Петербурге

RSS |

- ЛЮБЛЮ ПИТЕР. Дыхание Питера. Блог о Санкт-Петербурге

Дыхание Питера. Заметки жителя Северной Венеции

Петергоф. Фонтаны. Дворцы

Невозможно представить себе поездку в Петербург без посещения Петергофа. Ежегодно с первых дней пуска фонтанов и до поздней осени «Петров двор» наполняют сотни тысяч туристов со всего света.

Фонтаны Петергофа и каскады

Создавая дворцово-парковый ансамбль, не уступающий по своей роскоши знаменитой резиденции французских королей — Версалю, Петр I самую важную роль в оформлении комплекса отводил фонтанам. Для воплощения своих замыслов царь привлек лучших архитекторов, мастеров фонтанного дела, инженеров и других специалистов из России и европейских стран.

Строительство фонтанов и усовершенствование фонтанной системы велись до середины XIX века. В результате сложился комплекс, насчитывающий в Нижнем парке более 150 фонтанов и 4 каскада, в Верхнем саду — 5 фонтанов и один каскад.

Тяжелый урон был нанесен фонтанной системе Петергофа в годы оккупации в период Второй мировой войны. Почти все водоводы оказались взорваны и засыпаны землей, а уникальная скульптура похищена. Восстановительные работы начались вскоре после освобождения Петергофа, и уже в 1946 году вновь забили первые фонтаны. Но точку в окончании работ по возрождению фонтанного комплекса поставили только в августе 2000 года с пуском Львиного каскада.

Главное фонтанное сооружение Нижнего парка — Большой каскад с фонтаном «Самсон» перед ним. С двух сторон партер перед каскадом украшают парные фонтаны «Чаши», фонтаны «Мраморные скамьи» и «Воронихинские колоннады». Морской канал с Аллеей фонтанов от Большого дворца к Финскому заливу делит Нижний парк на западную и восточную части.

Фонтаны западной части: каскад «Шахматная гора», фонтан «Оранжерейный», Римские фонтаны, фонтан «Адам», фонтан «Сноп» и фонтаны «Колокола», фонтан «Солнце», фонтан «Пирамида»,
фонтаны-шутихи. Фонтаны восточной части: каскады «Львиный» и «Золотая гора», фонтан «Фаворитный», фонтан «Ева», фонтан «Китовый». «Менажерные» фонтаны, фонтаны «Клоши».

Ежегодное закрытие фонтанов в Петергофе происходит в сентябре.

Большой дворец Петергофа

Большой дворец занимает центральное положение в парадном ансамбле Петергофа и является самым монументальным и репрезентативным его сооружением. На протяжении нескольких столетий в летнее время он выполнял представительские функции в царском семействе. Весь комплекс дворцово-паркового ансамбля можно условно поделить на три крупные составляющие, органично между собой связанные, — Большой дворец, Верхний сад и Нижний парк.

Петергоф, Большой Дворец

Петергоф, Большой Дворец

В облике Большого дворца отразились все этапы истории его строительства. От петровского периода сохранилось несколько элементов отделки в Центральном зале. В первую очередь, это Дубовая лестница и Дубовый кабинет с настенными дубовыми резными филенками мастера Н. Пино. Мебель кабинета — шкаф-бюро, стулья и кресла — типична для первой трети XVIII века. Зеркала, чернильница, шандал, походные часы, английская сфера-глобус — это подлинные предметы 1720-х годов.

Б. Ф. Растрелли

Б. Ф. Растрелли

В царствование Елизаветы Петровны дворец перестроил непревзойденный мастер барокко Б. Ф. Растрелли. Созданные им северная парадная анфилада, названная золотой. Парадная лестница и Танцевальный зал, украшенные золоченой резьбой, восстановленной в послевоенный период, а также зеркалами, живописными плафонами и шелками, ослепляют роскошью и являются художественным воплощением идеи власти и могущества.

Памятником русской морской славы стал Чесменский зал, оформленный в царствование Екатерины II двенадцатью картинами. Полотна на тему русско-турецкой войны 1768—1774 годов написаны по ее заказу известным европейским живописцем Ф. Гаккертом.

Чесменский зал

Чесменский зал

Самый большой зал дворца — Тронный. Его площадь — 342 кв. м, а высота почти равна ширине. Важнейшим элементом декора Тронного зала также является живопись. Это портреты Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и родственников Петра I.

Тронный зал, Петергоф

Тронный зал, Петергоф

Белый столовый зал предназначался для торжественных обедов. В центре его огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом работы знаменитого английского мастера Д. Веджвуда.

Куропаточная гостиная получила свое название потому, что на серебристо-голубом фоне обивочной ткани среди зеленовато-золотисто-коричневых стилизованных растений выткано 44 куропатки. Создатель ткани — Ф. Лассаль, известный французский художник середины XVIII века. После Великой Отечественной войны сгоревшая обивка восстановлена реставраторами.

Куропаточная гостиная в Большом дворце Петергофа

Куропаточная гостиная в Большом дворце Петергофа

Гостиные, будуары, опочивальни, столовые дворца обставлены первоклассной старинной мебелью, художественными изделиями из фарфора, бронзы, стекла и хрусталя.

Дворец Монплезир

Монплезир — любимый дворец Петра Великого — располагается в восточной части Нижнего парка, на берегу Финского залива. «Палатки», заложенные Петром I на этом месте 17 мая 1714 года, стали основанием императорской парадной резиденции «Петергоф». Дворцовое сооружение возводилось в 1714—1723 годах по рисункам Петра I и по проекту архитектора Иоганна Браунштейна и впоследствии получило название Монплезир (от французского топ plaisir — мое удовольствие).

Дворец Монплезир

Дворец Монплезир

Приезжая в Петергоф, Петр I всегда останавливался именно здесь. Императору особенно нравилась близость дворца к морю. Вряд ли сегодня можно назвать другое место, которое столько сообщает нам о вкусах и привычках Петра. В Монплезире представлены личные вещи императора, собранная им коллекция живописи и предметы быта петровской эпохи.

Кроме самого дворца, в Монплезирский комплекс входят две Гостевые галереи — одна на западе от дворца, другая на востоке, — Банный корпус и Мыльня, Екатерининский корпус, небольшой сад с фонтанами и цветниками и Ассамблейный зал.

Можно сказать, что с дворца Монплезир и начался весь Петергоф. Это здание в ныне известном на весь мир дворцово-парковом ансамбле возведено первым. Наибольший интерес в Монплезире представляют Лаковый и Морской кабинеты, а также Паровая комната.

Стены Лакового кабинета украшают черные лаковые панно в красном обрамлении. Черный рельефный фон расписан золотыми пейзажами, птицами, растениями и сценами охоты. На прикрепленных между панно резных позолоченных полочках красуется восточный фарфор.

Лаковый кабинет, Монплезир

Лаковый кабинет, Монплезир

В Морском кабинете хранятся старинные навигационные инструменты и стальная шкатулка с вензелем Петра Великого. На стенах — дубовые панели с изображением тринадцати типов кораблей начала XVIII века. А окна кабинета выходят на море, через них великолепно просматриваются Петербург и Кронштадт.

Предназначение Паровой полностью отражено в названии этого помещения — здесь парились. Потолок комнаты обшит липовыми досками, которые при высоких температуре и влажности воздуха начинают пахнуть медом, а стены и пол — сосной. В Паровой выставлены различные банные принадлежности — шайка для запаривания березовых веников, ушат и т. д. В углу комнаты стоит изразцовая печь, а на ней лежит более сотни чугунных ядер. На эти ядра во времена Петра были заменены камни. Дело в том, что камни, когда их сначала раскаляли, а потом поливали холодной водой, трескались, ядра же оказались в этом плане более надежными. Помимо этого, в Паровой можно посмотреть на коллекцию женского нижнего белья, относящегося к концу XIX — началу XX веков, — белую шелковую сорочку на бретельках и панталоны с кружевами, ночную рубашку и чулки.

От Монплезира в разные стороны парка расходятся три аллеи, одна из них идет к каскаду «Шахматная гора», а две остальные — к фонтанам «Пирамида» и «Адам».

Фонтан Шахматная гора

Фонтан "Шахматная гора"

Фонтан Пирамида

Фонтан "Пирамида"

Фонтан Адам

Фонтан "Адам"

Екатерининский корпус

К монплезирскому садику с западной стороны примыкает деревянное, вытянутое в длину здание с расположенными анфиладой маленькими низкими комнатами. Это Екатерининский корпус. Он построен по проекту Б. Ф. Растрелли в царствование Елизаветы Петровны для проведения придворных балов и приемов — куртагов.

Екатерининский корпус в Петергофе

Екатерининский корпус в Петергофе

Во второй половине XVIII века интерьеры корпуса переоформили по проекту зодчего Д. Кваренги. Тогда же стены Большого столового зала и ряда гостиных окрасили в различные сочные цвета, определившие их названия: Желтый зал, Синяя гостиная, Зеленая гостиная. Художественный декор интерьеров Екатерининского корпуса — прекрасный пример русского классицизма. В царствование Александра I корпус дополнили ампирными росписями, отразившими события войны 1812 года.

Особой достопримечательностью Екатерининского корпуса является уникальное собрание русской художественной мебели из отечественных пород в обрамлении французской, не превзойденной по сей день, бронзы. Привлекает к себе внимание пресс на столе императора Александра I, украшенный ядрами с поля сражения при Бородино. А знаменитый Гурьевский сервиз императорского фарфорового завода насчитывает более 5000 предметов.

Дворец Марли. Петергоф

Марли — дворец, расположенный в западной части Нижнего парка дворцово-паркового ансамбля Петергоф. Он получил свое имя в память о посещении Петром I в 1717 году резиденции французских королей в Марли-ле-Руа под Парижем.

Дворец Марли, Петергоф

Дворец Марли

От других построек Петергофа Марли отличается особой скромностью. Во дворце всего 12 помещений, не считая лестницы и двух коридоров. Необычно то, что традиционный парадный зал в Марли отсутствует. Петр I отвел эту роль вестибюлю — «Переднему залу».

Первоначально Марли использовался для размещения знатных особ, гостивших в Петергофе. Однако уже в середине XVIII века он приобрел мемориальный характер. Здесь долгое время хранился гардероб Петра I, впоследствии большая часть его была передана в Эрмитаж.

С восточной стороны от дворца Марли расположены Марлинский, а с западной — Секторальные пруды. Их предназначение не только декоративное. В прудах содержалась рыба к царскому столу, привезенная из различных уголков России, а с 1724 года ее здесь стали разводить. Марлинские пруды — своего рода живой действующий памятник. Традиция разводить рыбу возобновлена в наше время, и любители рыбной ловли могут провести досуг в Марли за любимым занятием.

Дворец сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны от попадания мины замедленного действия. Фасады здания восстановили в 1955 году, а с 1982 года Марли снова действует как музей.

В современной экспозиции дворца Марли представлены уникальные экспонаты: морская шинель императора Петра I и кафтан с шитым орденом Андрея Первозванного, книги из императорской библиотеки, стол с «аспидной» доской, сделанный руками царя, его личная посуда. Здесь же — коллекция живописи, собранная государем, которая составляет основу живописной экспозиции дворца. В нее входят работы малоизвестных голландских, фламандских и итальянских мастеров XVII—XVIH веков: А. Сторка, П. Белотти, А. Челести и др. Некоторые предметы мебели аутентичны, другие тщательно подобраны в соответствии с сохранившимися документами.

Нижний парк Петергофа

Нижний парк Петергофа — самая известная часть дворцово-паркового комплекса. Именно этот ансамбль с его архитектурными памятниками, фонтанами и скульптурой принес музею-заповеднику мировую славу. Парк закладывался в модном тогда французском стиле, получившем название регулярного. Характерные его черты — строго геометрическая планировка аллей, фигурная стрижка деревьев и кустарников, изысканность рисунков цветников, богатство скульптурного украшения, изящные павильоны.

Нижний парк Петергофа

Нижний парк Петергофа

Прямая линия Морского канала, тянущегося от Большого дворца к заливу, рассекает парк на две почти равные части: восточную и западную.

По обеим сторонам ковша канала раскинулись Большие цветники. От них в обе части паркового массива веером отходят четыре аллеи. Западные аллеи ведут к павильону Эрмитаж, восточные — к дворцу Монплезир. Дворцы и сад соединены с водным пространством по принципу голландского барокко.

К площади, где стоят Римские фонтаны, устремляется каскад «Шахматная гора», а рядом с Монплезиром в центре обширного водоема находится оригинальный фонтан «Солнце». О победе над шведами в Северной войне напоминает Оранжерейный фонтан: могучий тритон разрывает пасть морского чудовища.

Фонтан Шахматная гора

Фонтан Шахматная гора

Фонтан Солнце

Фонтан "Солнце"

Фонтан Оранжерейный

Фонтан "Оранжерейный"

Верхний сад Петергофа

Верхний сад является как бы продолжением Нижнего парка. Заложенный в первые годы строительства петровской резиден-ции, сад долгое время оставался утилитарным. На его грядках росли овощи, а в трех прудах, служивших резервуарами фонтанной системы, разводили рыбу. Только во второй половине XVIII века этот «Огород», как его тогда называли, приобрел облик парка, в то же время один за другим здесь стали появляться фонтаны. По плану Растрелли Верхний сад был расширен. В партерах перед Большим дворцом установили на пьедесталах золоченые свинцовые статуи и солнечные часы, состоявшие из квадратной мраморной доски с золочеными римскими цифрами и медным диском в центре. После этого Верхний сад по своему художественному оформлению стал равнозначен ансамблю центральной части Нижнего парка.

Но во второй половине XVIII века стрижку деревьев и кустарников прекратили. В результате они разрослись, и сад утратил свой стиль. Реставрация его началась в 1926 году, тогда же всю свинцовую скульптуру заменили мраморной. В начале Великой Отечественной войны ее зарыли в землю, и она сохранилась. После освобождения Петергофа Верхний сад восстановили по историческим документам. На сегодняшний день это лучший пример реставрации сада регулярного стиля в паркостроении.

Колонистский парк

Недалеко от Верхнего сада Петергофа находится небольшой Колонистский парк. Его разбили в 1839—41 годах по указу императора Николая I. На месте пустынного Охотного болота выкопали глубокий пруд, а из земли сделали два острова.

Колонистский парк, Петергоф

Колонистский парк, Петергоф

Один из островов Николай I подарил жене, императрице Александре Федоровне, а другой — дочери, великой княгине Ольге Николаевне. Отсюда названия островов — «Царицын» и «Ольгин». На островах по проекту архитектора А. Штакеншнейдера построили павильоны для отдыха и чаепитий императорской семьи. Для прогулок по островам проложили пейзажные дорожки, с которых открывались виды на окружающие ландшафты. В центре Царицына острова в 1854 году установили стеклянную колонну с позолоченной скульптурой. Это уникальное сооружение из белых и голубых стеклянных трубочек подарил своей сестре — русской императрице — прусский король Вильгельм Фридрих. Между островами существовала паромная переправа.

Реставрация островов Колонистского парка закончилась в 2005 году, и сегодня они вновь открыты для посетителей.

Парк Александрия

Пейзажный парк Александрия, названный так в честь Александры Федоровны, создавался как летняя загородная резиденция семьи императора Николая I архитекторами А. Менеласом, А. И. Шта-кеншнейдером и садовником П. И. Эрлером. При Петре I эта территория у восточной границы Нижнего парка принадлежала А. Меншикову, затем она стала местом придворной охоты с егерской слободкой, конюшнями, псарнями, зверинцем. К концу XVIII века зверинец упразднили и превратили в огороды лейб-гвардии драгунского полка. В 1825 году Николай I подарил имение своей жене и распорядился «строить на месте, где Меншикова руина, домик с присовокуплением парка». Постройки «сельского» вида — Ферма, Конюшни, — а также Руинный мост, ручейки и пруды придавали парку романтический характер.

Парк Александрия

Парк Александрия

В настоящее время для посещения открыты дворец Коттедж с Собственным садом императрицы Александры Федоровны и Готическая капелла св. благоверного князя Александра Невского.

Вам понравилась публикация? Хотите получать новые на свой email? Это просто:



Поделитесь публикацией с друзьями:


Нравится

Оцените статью:
Статья про Питер ни очемНемного для себя вынесПочитаю ещеОчень хорошая статья про ПетербургСтатья то, что надо! Так держать! (1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Loading...Loading...



Комментировать блог о Санкт-Петербурге

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.