Прогулка по Центру Санкт-Петербурга. Маршрут. Гуляем по Петербургу вместе - ЛЮБЛЮ ПИТЕР. Дыхание Питера. Блог о Санкт-Петербурге

RSS |

- ЛЮБЛЮ ПИТЕР. Дыхание Питера. Блог о Санкт-Петербурге

Дыхание Питера. Заметки жителя Северной Венеции

Прогулка по Центру Петербурга

Санкт-Петербург, по большому счету, — туристический город. Несметное число туристов ежегодно приезжают отдыхать в нашу горячо любимую Северную Венецию. Туры в Петербург заказывают чуть ли не за полгода до поездки. И не спроста: в Питере есть, на что посмотреть, куда сходить и как достойно и с интересом провести время, будь то будний день, выходной, а для кого-то — ОТПУСК! :)

Прогулка. Часть 1

Прогулка по Санкт-Петербургу — весьма и весьма увлекательное занятие. Пешие прогулки по Санкт-Петербургу доставят массу удовольствия самому большому любителю просто посидеть дома на двиане с банкой пива или попкорна. Пива вредно, попкорн — первый шаг (впрочем, как и пиво) на пути к ожирению. Кока-кола! — скажите вы, — чипсы! — Нет, нет и еще раз нет! Только свежий воздух (хм, в Питере он не везде свежий, признаюсь), прогулка пешком вдоль главных «артерий» Северной столицы, пабы, ночные клубы, рестораны, кафе — всего не перечислить.

Итак, собираемся в пешую прогулку по центру Санкт-Петербурга.

Маршрут прогулки:

«Невский проспект — Площадь Островского и улица Зодчего Росси — Аничков мост — Летний сад — Марсово поле — Михайловский замок — Площадь Искусств».

Во время этой прогулки вы увидите классические архитектурные ансамбли центра Петербурга, полюбуетесь главными садами и парками города, посетите многочисленные музеи.

Начать очередную прогулку мы советуем с центральной части — Невского проспекта. Выйдя из метро «Невский проспект» на перекресток с набережной канала Грибоедова, сверните налево по проспекту. Почти сразу за домом Энгельгардта расположена главная католическая церковь царской России — костел Св. Екатерины (Невский проспект, 32-34; 1763-1782, архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ринальди). В храм, приходили итальянские музыканты и польские инженеры, австрийские военнослужащие и французские рестораторы — католическая община в Петербурге была многочисленна.

Невский проспект в Санкт-Петербурге

Невский проспект в Санкт-Петербурге

На противоположной стороне проспекта привлекает внимание высокое здание с башней — Городская Дума (Невский проспект, 33; 1799-1804, архитектор Дж. Феррари). Металлическое сооружение наверху башни остается чуть ли не единственным напоминанием о предшественнике телефона, оптическом (семафорном) телеграфе. В начале XX в. между Зимним дворцом, загородными царскими резиденциями и Варшавой стояло около 100 подобных опор, с помощью которых осуществлялась правительственная связь. Дума, орган городского самоуправления, возникла в Петербурге в XIX в. и занимав лась решением насущных городских проблем: устройством водопровода, уличного освещения, мостовых и т. д.

Городская Дума в Санкт-Петербурге

Городская Дума в Санкт-Петербурге

Целый квартал рядом с Думой занимает Гостиный двор (Невский проспект 35; 1761-1785, архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот). По образцу именно этого здания появились многочисленные торговые ряды во всех русских городах: и в Москве, и в Костроме, и в Новгороде мы увидим в центре города прямоугольное сооружение с аркадами и огромным двором для складов посередине. За каждой из арок находился вход в магазин-лавку, а на втором этаже нередко располагались квартиры торговцев.

Гостиный Двор в Санкт-Петербурге

Гостиный Двор в Санкт-Петербурге

В петербургском Гостином дворе аркады обоих этажей стали сквозными только в XX в. Фасады Гостиного двора выходят на четыре улицы и называются линиями. Торговали здесь в основном галантереей, тканями, мехами, мануфактурой, ювелирными изделиями.

На противоположной стороне Невского проспекта видно бело-голубое здание действующей Армянской церкви Св. Екатерины (Невский проспект, 40-42; 1771-1780, архитектор Ю.М. Фельтен). Это еще одна иноверческая церковь на главной магистрали православной столицы: Невский не зря заслужил название «улицы веротерпимости». В середине XVIII в. в Петербурге поселилась семья богатейшего армянского купца Лазаря Лазаряна, переводчика при дипломатических и торговых сношениях с Персией. Его сын, Иван Лазарев, помог Екатерине приобрести знаменитый иранский алмаз, который императрица в честь фаворита назвала «Орлов» (хранится в Алмазном фонде России). Средства, полученные от сделки, Лазарев использовал в том числе на строительство Армянской церкви на Невском проспект Внутреннее убранство храма до наших дней, к сожалению, почти не уцелело.

Церковь Святой Екатерины в Санкт-Петербурге

Церковь Святой Екатерины в Санкт-Петербурге

Рядом с Армянской церковью находится еще один крупный торговый центр — «Пассаж» (Невский проспект, 48; 1848, архитектор Р. Желязевич). Если Гостиный двор внешним обликом напоминает о русских купеческих лавках, то «Пассаж» и видом, и названием вызывает в памяти парижские магазины. Трехъярусная галерея под стеклянной крышей соединяет Невский с Итальянской улицей. В XIX в. здесь размещались табачные и перчаточные магазины, кондитерские, бильярдные, мастерские модисток и белошвеек, гостиницы и даже театральный зал (сейчас он отдан театру им. В.Ф. Комиссаржевской).

Торговый центр "Пассаж" в Санкт-Петербурге

Торговый центр "Пассаж" в Санкт-Петербурге

Прогулка по Петербургу приводит нас на перекресток Невского проспекта и Садовой улицы. Сюда выходит закругленный фасад крупнейшей и старейшей в России Публичной библиотеки (Невский проспект, 37; сейчас ее официальное название — Российская Национальная библиотека). В этом квартале она занимает несколько зданий. Самое старое из них обращено к Невскому проспект (1796-1 1801, архитектор Е. Соколов). Фасад другого здания, построенного в 1828-1834 г. архитектором К. Росси, выходит на площадь Островского. Его крышу венчает статуя богини Мудрости, между колоннами бельэтажа установлены скульптурные изображения Геродота, Тацита, Вергилия, Цицерона, Платона, Гомера, других древних ученых и писателей. Публичная библиотека основана Екатериной II в 1795 г.; в ней работали библиотекарями И. Крылов и В. Стасов, постоянными читателями являлись В. Белинский, Л. Толстой, И. Павлов, Д. Менделеев, В. Ленин — сложно вспомнить, кто из деятелей русской культуры и науки ХХ-ХХ вв. не имел читательского билета Публичной библиотеки.

Фасад Публичной библиотеки образует западную сторону площади Островского, в центре которой стоит памятник Екатерине II (1862-1873, авторы М. Микешин, М. Чижов, А. Опекушин). Кроме статуи самой императрицы, он включает изваяния виднейших ее сподвижников: Г. Потемкина и А. Суворова, Е. Дашковой и Г. Державина, Г. Орлова и И. Бецкого и др.

Публичная библиотека в Санкт-Петербурге

Публичная библиотека в Санкт-Петербурге

Далее, гуляя по Петербургу, мы натыкаемся на сквер, разбитый в конце XIX в. вокруг памятника. Он не позволяет в полной мере оценить одну из красивейших площадей города, задуманную итальянцем К. Росси. Его замысел не предусматривал ни памятника, ни сквера — ничему не следовало заслонять Александрийский театр (пл. Островского, 2; 1828-1832), пропорциональное и гармоничное сооружение, украшенное изображениями муз и квадриги Аполлона. Назван театр в честь императрицы Александры Федоровны, жены Николая I. В отличие от других императорских театров столицы, где выступали европейские труппы, в Александринке большую часть репертуара составляла русская драма. Попасть на эти подмостки мечтал каждый русский актер; здесь работали П. Караты-гин, М. Савина, В. Мейерхольд, состоялись премьеры «Ревизора» и «Женитьбы». Великолепными интерьерами можно полюбоваться и в наши дни, купив билеты на спектакли театра им. Пушкина.

Александрийский театр в Санкт-Петербурге

Александрийский театр в Санкт-Петербурге

Александрийский театр — центральная точка ансамбля, который (помимо нынешней пл. Островского) включает пл. Ломоносова и Театральную улицу, сейчас носящую имя своего создателя — улица Зодчего Росси. Она представляет собой уникальное пространственно-геометрическое построение, своеобразный открытый «параллелепипед»: ширина улицы равна высоте стоящих на ней домов (22 м), длина ровно в 10 раз ее превышает и составляет 220 м. Стены параллелепипеда симметричны — с каждой стороны построено по единственному дому. Если встать спиной к Александринскому театру, то слева окажется знаменитое балетное Вагановское училище, которое закончили М. Кшесинская, А. Павлова, М. Фокин, Д. Баланчин, Г. Уланова. В XIX в. здесь же находилась Дирекция императорских театров. О ее деятельности (как и обе всей театральной жизни России) вы узнаете в Государственном музее театрального и музыкального искусства (метро «Невский проспект», «Гостиный двор», пл. Островского, 6, тел.: 311-21-951, 11.00-18.00, ср. 13.00-19.00; вых. 1 вт. и посл. пт. месяца).

Здание на противоположной стороне улицы Зодчего Росси в XIX в. занимало Министерство просвещения, по инициативе которого установлен бюст Ломоносова на площади, расположенной в конце улицы. Фасады всех домов, обрамляющих площадь Ломоносова, последнее звено россиевского ансамбля, примерно одинаковы по высоте, украшены двухъярусными аркадами и дорическими колоннами. Имя Ломоносова носит и соседний мост через Фонтанку — пока река была судоходной, он разводился. Об этом напоминают цепи, свисающие до настила, и мостовые башни, где находились подъемные механизмы.

Продолжение следует…

 

Прогулка. Часть 2

По набережной реки Фонтанки, продолжая нашу питерскую прогулку, направимся вновь к Невскому проспекту. Огромная колонка (1803-1805, архитектор Дж. Кваренги) представляет собой необычную ограду парадного двора Аничкова дворца (Невский проспект, 39; 1741-1754, архитектор А. Земцов, Г. Дмитриев, В. Растрелли; перестроен в 1778-1779, архитектор И. Старов). Первым его хозяином был А. Разумовский — фаворит императрицы Елизаветы; вторым — Г. Потемкин, фаворит Екатерины II. После Потемкина здание перешло в ведение государственной казны, и здесь подолгу жили члены императорской семьи; дворец стал свадебным подарком от Александра I брату, будущему императору Николаю I. Тот, даже взойдя на престол и переселившись в Зимний, продолжал часто сюда приезжать. Именно в Аничковом дворце прошло детство его сына Александра, ставшего позже Александром II; воспитанием цесаревича руководил поэт В. Жуковский, чья квартира располагалась во дворце. В годы царствования Александра III (1881-1894) дом на углу Невского и Фонтанки стал главной резиденцией императора — в Зимнем он появлялся только в исключительных, особо торжественных случаях. Сохранившиеся парадные интерьеры, лестницы, зимний сад можно осмотреть и сейчас: с 1934 г. здесь находится Дворец творчества юных (в советское время он назывался городским Дворцом пионеров), центр внешкольного детского образования. Здесь учились играть в шахматы Б. Спасский и В. Корчной, а на сцене детского театра сыграла первые роли А. Фрейндлих.

Аничков дворец в Санкт-Петербурге

Аничков дворец в Санкт-Петербурге

Название Аничков дворец получил из-за соседнего моста, построенного в 1716 г. инженером-подполковником Аничковым. Мост много раз перестраивался; нынешний облик он получил в 1841 г. Славу Аничкову мосту принесли скульптурные группы «Укротители коней», изваянные бароном П. Клодтом и иллюстрирующие аллегорический рассказ о победе человека над дикой природой. Чрезвычайно интересна история установки скульптур; она демонстрирует теснейшее переплетение русской, немецкой и французской культуры и политики. П. Клодт начал работу под впечатлением от статуй укротителей, увиденных им в парижском парке Марли. Предполагалось, что скульптурные группы украсят новую пристань у Адмиралтейства. Однако, изготовление их затянулось; через 10 лет решили использовать скульптуры Клодта на Аничковом мосту.

В 1842 г. первые две группы были отлиты из металла, но на мост не попали — Николай I подарил их прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV, который повелел установить их у главного входа в берлинский Королевский дворец. По замечательному совпадению, рядом с этим дворцом расположен Дворцовый мост, перила которого стали прототипом для решетки Аничкова моста. Статуи для Аничкова моста изготовили позже. Еще одну копию изваяний подарили Италии. В Берлине (в Клейст-парке), в Неаполе (в саду Сан-Карло), а также в Стрельне, в Петергофе и в Кузьминках (подмосковной усадьбе Голицыных) вы увидите изготовленные бароном Клодтом совершенно одинаковые изваяния укротителей коней.

Скульптурная группа "Укротители коней" Клодта на Аничковом мосту

Скульптурная группа "Укротители коней" Клодта на Аничковом мосту

Скульптурная группа "Укротители коней" Клодта на Аничковом мосту

Скульптурная группа "Укротители коней" Клодта на Аничковом мосту

Скульптурная группа "Укротители коней" Клодта на Аничковом мосту

Скульптурная группа "Укротители коней" Клодта на Аничковом мосту

Скульптурная группа "Укротители коней" Клодта на Аничковом мосту

Скульптурная группа "Укротители коней" Клодта на Аничковом мосту

По Аничкову мосту перейдите на другой берег Фонтанки, чтобы посмотреть на дворец Белосельских-Белозерских (Невский проспект, 41; 1800-е, архитектор Ф. Демерцов; перестроен 1847-1848, архитектор А. Штакеншнейдер) — сейчас здесь информационный и культурный центр. Здание считается одним из лучших в Петербурге образцов «подражательной» архитектуры историзма/эклектики. Любимый архитектор Николая I А. Штакеншнейдер, перестраивая дворец для знатного княжеского рода Белосельских-Белозерских, избрал легко узнаваемые пышные барочные формы (прежде всего дворцов Растрелли), создав своего рода «идеальный дворец», украсив его атлантами, пышным лепным орнаментом, балконами и золочеными деталями.

Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге

Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге

Продолжая путь к истоку Фонтанки, вы увидите здание в стиле классицизма, ныне переданное Публичной библиотеке, а ранее принадлежавшее Екатерининскому институту (наб. р. Фонтанки, 36; 1804-1807, архитектор Дж. Кваренги). В отличие от Смольного института, где учились девицы только «благородного» происхождения, в Екатерининский принимали дворянок из незнатных и небогатых семей. Преподавателям предписывалось «остерегаться, чтобы не дать им новых потребностей и даже знаний, которые могут обратиться в тягость их родителям, когда они возвратятся домой».

К зданию бывшего института примыкает знаменитый Фонтанный дом, Шереметевский дворец (наб. р. Фонтанки, 34; 1750-е, архитектор Г. Дмитриев, С. Чевакинский) — загородная усадьба графа Шереметева. Дом отделен от набережной чугунной оградой, изготовленной в середине XIX в. и украшенной золоченым гербом рода Шереметевых (Музей музыки в Шереметевском дворце, «Невский проспект», «Гостиный двор», «Площадь Восстания», «Маяковская»; наб. р. Фонтанки, 34, 272 44 41; 12.00-18.00; вых. — пн., вт.).

Шереметевский дворец, Фонтанный дом, в Санкт-Петербурге

Шереметевский дворец, Фонтанный дом, в Санкт-Петербурге

Неподалеку расположен еще один памятник архитектуры XVIII в. — церковь Святого Симеония и Анны (улица Белинского/Моховая улица, 46а; 1730-1734, архитектор М. Земцов). Обликом храм отдаленно напоминает Петропавловский собор: многоярусная, увенчанная шпилем колокольня, к которой примыкает основное здание церкви с куполом сложной формы. Название храма связано с двумя «царственными» Аннами — первая деревянная церковь здесь была освящена в 1714 г. во имя святой покровительницы дочери Петра I Анны; ныне существующее каменное здание возведено по указу императрицы Анны Иоанновны, впоследствии часто посещавшей его.

Церковь Святого Симеония и Анны в Санкт-Петербурге

Церковь Святого Симеония и Анны в Санкт-Петербурге

В первые десятилетия существования Петербурга за Фонтанкой работали различные предприятия, память о которых сохранилась в названиях улиц: о Литейном дворе напоминает Литейный проспект, о Шпалерной мануфактуре — Шпалерная улица, а Хамовой двор, на котором делали полотно и парусину для судов, оставил след в искаженном названии Моховой (бывшей Хамовой), типично петербургской, тихой улицы с богатейшей историей. На месте доходного дома № 27-29 с прекрасной решеткой в XVIII в. шумел Зверовой двор, где содержались львицы, леопарды, медведи, мартышки. В доме № 35 располагалось Тенишевское коммерческое училище, одно из лучших учебных заведений России начала XX в. Ученики (среди них В. Набоков и О. Мандельштам) занимались в просторных и светлых классах, в прекрасно оборудованных физических и химических лабораториях, обсерватории, оранжерее. Сейчас здание отдано Учебному театру петербургской Академии театрального искусства; сам институт (прежний ЛГИТМиК) занимает дом напротив (Моховая улица, 34).

Моховую пересекает улица Пестеля, бывшая Пантелеймоновская. Обратите внимание на доходный дом № 13-15, принадлежавший городскому главе В. Ратькову-Рожнову (1900, архитектор П. Сюзор). Парадный двор дома, так называемый курдонер, воспринимается как отдельная улица, в начале которой установлена «триумфальная» арка. Чрезвычайно дорогие квартиры в таких роскошных домах сдавались внаем семьям высокопоставленных чиновников, генералов, профессоров и т. д. Об эпохе «модерна» напоминают монограмма хозяина дома на задней сторо-не арки, изящные подвесы для фонарей в пролетах и прочие детали декоративного убранства. Соседний дом №11 когда-то был важной музыкальной точкой на карте города: в 1865 г. здесь жил П. Чайковский, а в 1871 г. — М. Мусоргский и Н. Римский-Корсаков.

Храм Святого Пантелеймона (улица Пестеля, 2а; 1735-1739, архитектор И. Коробов) поставлен в честь побед России в Северной войне. Православная церковь празднует память Св. Пантелеймона 27 июля. И в тот день 1714 г. военные суда под командованием Петра I и Ф. Апраксина захватили шведскую эскадру у полуострова Гангут в Финском заливе. А 27 июля 1720 г. шведский флот потерпел тяжелое поражение у острова Гренгам (Аландский архипелаг). Как считали русские моряки и император, обеим победам покровительствовал Святой великомученик и целитель Пантелеймон, во имя которого и освятили храм на петербургской Партикулярной верфи. Там строили гребные суда, а именно такие корабли участвовали в битвах при Гангуте и Гренгаме. На восточном фасаде здания, у алтарной апсиды, находится барельеф, где изображен Св. Пантелеймон, исцеляющий слепого. Ежегодно 27 июля у образа собирались на общую молитву петербургские калеки и больные. Полуостров Гангут (в советское время оказался на территории Финляндии и назывался Ханко) во время Великой Отечественной войны сыграл важную роль в обороне Ленинграда; в память о защитниках-моряках после войны воздвигнута грандиозная мемориальная композиция на стене дома № 11 по улица Пестеля.

Храм Святого Пантелеймона в Санкт-Петербурге

Храм Святого Пантелеймона в Санкт-Петербурге

Квартал, юго-восточную часть которого занимает церковь Св. Пантелеймона, в XVIII в. отдали под мастерские, склады, сараи, эллинги и службы партикулярной (т.е. невоенной) верфи. В 1784 г., после упразднения судостроительного завода, на его месте появились каменные амбары для хранения соли и вина, так называемый Соляной городок (набережная реки Фонтанки, 10). Поскольку продажа соли являлась монополией государства, то охране основных запасов этого продукта уделялось большое внимание: Соляной городок, окруженный толстыми глухими стенами с маленькими оконцами, напоминал крепость. Однако в 1870 г. его значительно перестроили для проведения XIV Всероссийской мануфактурной выставки, и со стороны набережной появился парадный фасад. После закрытия выставки в помещениях Соляного городка создали уникальный для того времени культурно-выставочный центр: здесь работали Русское техническое общество, Музей прикладных знаний, Педагогический, Сельскохозяйственный и Кустарный музеи. В 1879 г. на месте восточного корпуса Соляного городка выстроили здание Училища технического рисования (Соляной переулок, 13; 1879, архитектор А. Кракау, Р. Гедике), основанное крупным предпринимателем и меценатом бароном А. Штиглицем. Здесь готовили тех, кого сегодня называют дизайнерами — людей, делавших «красивые вещи». Первый директор училища, известный архитектор М. Месмахер, создал при учебном заведении прекрасный Музей декоративно-прикладного искусства, для которого построил специальное здание (Соляной переулок, 15; 1885-1895). Фасад музея представляет собой своеобразный учебник по истории мирового декоративного искусства, здесь помещены портреты великих художников, архитекторов и скульпторов. Сейчас оба здания принадлежат Высшему художественному училищу им. Мухиной.

 

Прогулка. Часть 3

От Пантелеймоновского моста начинается Летний сад. Работы по его сооружению начались в 1704 г., почти одновременно со строительством крепости на Заячьем острове. Однако регулярный сад петровского времени совсем не похож на тот, какой мы видим сегодня. В XVIII в. все деревья были подстрижены, многочисленные дорожки пересекались под прямыми углами и образовывали боскеты, лабиринты, в которых были установлены беседки и гроты. До наводнения 1777 г. в саду били фонтаны, оформленные на сюжеты басен Эзопа (10.00-21.30).

Летний сад в Санкт-Петебурге

Летний сад в Санкт-Петебурге

У южного входа в Летний сад перед Карповым прудом [А] в 1839 г. появилась ваза из розового порфира, подаренная Николаю I шведским королем Карлом-Фридрихом-Иоанном. Сад не очень велик, но в нем можно провести несколько часов, гуляя по совершенно непохожим друг на друга аллеям.

Карпов пруд в Санкт-Петебурге

Карпов пруд в Санкт-Петебурге

Идя вдоль Лебяжьей канавки (когда-то рядом с ней тянулась конная дорожка), вы полюбуетесь видами на Марсово поле; прогуливаясь вдоль Фонтанки, увидите набережные и мосты. Но, конечно, никак нельзя миновать главную, центральную аллею Летнего сада, его парадную часть. Девять десятков мраморных композиций, статуй и бюстов составляют единый смысловой и художественный ансамбль, которому, по мысли Петра, надлежало приучать россиян к европейскому искусству, к языку мифов и аллегорий. Летний сад — необычная экспозиция под открытым небом, где собраны произведения итальянского «барокко» (почти все статуи приобретались в Венеции самим Петром или заказывались по его поручениям).

Лебяжья канавка в Санкт-Петебурге

Лебяжья канавка в Санкт-Петебурге

Название сада связано с тем, что первоначально его засаживали только «летниками», т. е. однолетними цветами. А вот название Летнего дворца Петра I (1710-1714, архитектор Д. Трезини, А. Шлютер) [Б] объясняется тем, что царь действительно жил здесь лишь летом. Во дворце-музее вы познакомитесь с деталями быта первого русского императора, увидите его токарный станок и сделанные царскими руками предметы. Перед северным фасадом дворца в 1722 г. установлена выполненная по заказу Петра скульптурная группа «Мир и Изобилие», аллегорически изображающая победу России над Швецией («Невский проспект», «Гостиный двор»; Летний сад, 314 03 74; 11.00-18.00; вых. — вт.).

Кроме дворца в саду есть еще две каменных постройки — Чайный (1827, архитектор Л. Шарлемань) [В] и Кофейный (1826, арх, К. Росси) [Г] домики; раньше в них располагались кладовые и кафе. В 1855 г. в Летнем саду открыли памятник И.Крылову [Д]. Его автор, барон П.Клодт, создатель конных статуй Аничкова моста, и здесь с особенным тщанием вылепил животных из басен Крылова. Легко узнаваемы лисица и ворона с кусочком сыра, персонажи квартета, мартышка с очками и другие.

Насладившись прогулкой, выйдите через главные северные ворота знаменитой невской ограды Летнего сада [Е]. Необычайно гармоничная, пропорциональная и легкая, одно из лучших творений русского классицизма, она создана в 1771-1784 гг. по проекту Ю. Фельтена и П. Егорова. В 1866 г. у ворот Летнего сада Д. Каракозов пытался убить Александра II; на месте «чудесного избавления императора» была установлена часовня, уничтоженная в 1930 г.

Пройдя вдоль ограды, через крутой Лебяжий мост, с которого открывается вид на Лебяжью канавку [Ж], вы окажетесь рядом с Университетом культуры, занимающим бывший дом И. Бецкого (Дворцовая наб., 2; 1774-1787, архитектор В. Баженов; перестроен 1830-е, архитектор В. Стасов), близкого друга Екатерины II. В течение всего XIX в. здание принадлежало принцам Ольденбургским. Хозяином соседнего дома (Дворцовая наб., 4; 1784-1788, архитектор Дж. Кваренги) был фельдмаршал Салтыков, у которого часто гостил А. Суворов. Здесь жил и австрийский посланник, граф Фикельмон; салон его жены Долли, внучки М. Кутузова, посещали А. Пушкин, В. Жуковский, Н. Гоголь. С 1863 по 1913 г. в доме Салтыкова находилось Английское посольство.

Лебяжий мост в Санкт-Петебурге

Лебяжий мост в Санкт-Петебурге

На площади перед Троицким мостом в 1818 г. установили памятник А. Суворову (1801, скульптор М. Козловский, архитектор А. Воронихин). Хотя отлит он еще при жизни генералиссимуса, портретное сходство обнаружить в скульптуре довольно сложно. Для авторов главенствовал аллегорический смысл: в изображении величайшего полководца России сочетаются черты бога войны Марса, закованного в латы рыцаря и мужественного воина. Щитом с изображением герба России фельдмаршал словно прикрывает Неаполитанскую и Сардинскую короны и тиару папы римского: именно эти государства суворовские войска защищали от Наполеона.

Памятник Суворову перед Марсовым полем в Санкт-Петебурге

Памятник Суворову перед Марсовым полем в Санкт-Петебурге

Место для установки памятника выбрано неслучайно: за ним раскинулось Марсово поле — главный военный плац столицы, где император ежегодно принимал знаменитый майский парад, «апофеоз военного великолепия», коим восхищались современники. На Марсовом поле выстраивалось 20-30 тысяч пеших и конных солдат и офицеров в парадной форме. После торжественного молебна и преклонения знамен перед государем под бой барабанов начинался церемониальный марш. Кроме парадов на поле ежедневно проходили учения гвардейцев Павловского полка, его казармы расположены рядом (Марсово поле, 1; 1817-1819, архитектор В. Стасов).

Естественно, в XIX в. Марсово поле не застраивали и не засаживали деревьями — оно представляло собой «петербургскую Сахару», огромный пустырь, по которому ветер перегонял тучи пыли. На Масленицу здесь устраивали народные гулянья и возводили огромные снеговые и ледяные горы, карусели, балаганы. После революции 1917 г. Марсово поле стало кладбищем: в центре бывшего плаца похоронили участников Февральской революции, погибших во время уличных боев. В 1919 г. над братскими могилами появился мемориал, на стенах которого выбиты строки, написанные А. Луначарским. А в 1957 г. здесь зажгли первый в СССР Вечный огонь — и именно пламя Марсова поля передано позднее к могиле Неизвестного солдата у стен московского Кремля.

Царицын луг (так прежде именовали Марсово поле) с двух сторон окружают сады — Летний сад с востока и Михайловский сад с юга. Название Михайловского сада связано с Михайловским дворцом, о котором речь пойдет чуть позже. В саду устроен павильон-пристань (1825, архитектор К. Росси), где стоит бюст архитектора — создателя и дворца, и сада. На месте павильона находились «Золотые хоромы», небольшой деревянный дворец Екатерины I, увенчанный позолоченной башней-фонариком.

 

Прогулка. Часть 4

Напротив Михайловского сада расположен Михайловский замок (Садовая улица, 2; 1797-1801, архитектор В. Баженов, В. Бренна) — парадная резиденция Павла I и последний императорский дворец Петербурга. Идея грандиозного сооружения, которое соединило бы в себе черты средневекового замка и светского дворца, овладела «русским Гамлетом», императором-рыцарем задолго до восшествия на престол, во время путешествия по Европе. Замки Франции, Италии, Германии его вдохновили, и он собственноручно начертил план будущей парадной резиденции. Павел превратил ее в настоящую крепость, толстые стены могли устоять под сильнейшим артиллерийским обстрелом, пересекать каналы по подъемным мостам разрешалось только по пропускам. Со всех сторон замок окружала вода (к 300-летию Петербурга канал перед замком восстановили; тогда же во дворе замка воздвигли памятник Павлу I). Четыре лестницы из восьмиугольного двора ведут в различные части замка, где размещались личные покои императора, комнаты его жены, детей и приближенных. Однако даже замок-крепость не уберег Павла; он прожил в нем лишь 40 дней.

11 марта 1801 г. Павла убили заговорщики у него в спальне.

 Инженерный замок в Санкт-Петербурге

Инженерный замок в Санкт-Петербурге

Название замка связано с Архистратигом Михаилом, которому посвящена домовая церковь (ее шпиль виден издалека). Именно в Михайлов день, 8 ноября, Павел отмечал день восшествия на престол. Необычный для Петербурга красно-кирпичный цвет стен замка легенда связывает с цветом перчаток любовницы Павла, Анны Гагариной (ее апартаменты соединялись с императорскими потайным ходом), однако скорее всего, Павел выбрал красный из-за того, что тот входил в символику Мальтийского ордена. Замок сейчас принадлежит Русскому музею и открыт для публики. Посетители могут самостоятельно убедиться в необычайной сложности и запутанности внутренней структуры здания, полного различных тайных комнат, переходов, винтовых лестниц и т. д. Интерьеры, однако, существенно изменились — в 1820-е гг. замок передали Инженерному училищу (с той поры замок часто называют Инженерным). Здесь разместились не только учебные классы, где готовили будущих фортификаторов и саперов, но и спальни слушателей. В одной из них провел студенческие годы Ф. Достоевский («Невский проспект», «Гостиный двор»; Садовая улица, 2, 313 41 73; 10.00-18.00, пн. 10.00-17.00; кассы закрываются на час раньше; выходной — вторник).

Памятник Павлу I во дворе Михайловского замка в Санкт-Петербурге

Памятник Павлу I во дворе Михайловского замка в Санкт-Петербурге

Все фасады Михайловского замка совершенно различны: северный, обращенный к Марсову полю и Летнему саду, производит впечатление загородного дворца и украшен террасой-балконом, широкой лестницей, статуями Геркулеса и Флоры. Главный же, южный, фасад замка имеет суровый и торжественный вид: на портике находится барельеф «История заносит на свои скрижали славу России» и мистический девиз «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней» (по предсказанию петербургской юродивой Ксении, императору предстояло прожить столько лет, сколько букв в фразе. Так и случилось: Павла убили на 47-м году жизни).

Михайловский замок и прилегающие к нему пространства, спланированные в одно время и по единому проекту, можно считать первым петербургским ансамблем. Перед входом в замок установлен памятник Петру I (1740-е; скульптор-архитектор Б.К. Растрелли), самая ранняя конная статуя в России. Стоит внимательно разглядеть барельефы постамента. На них изображены решающие битвы Северной войны — сухопутная под Полтавой и морская при Гренгаме. Указаны даже даты сражений: одно произошло под созвездием Льва, другое — под созвездием Рака, и о том напоминают соответствующие животные, возлежащие на облаках. В отличие от «официальной» надписи, которой украсила памятник Петру Екатерина («Петру Первому — Екатерина Вторая», — гласит надпись на постаменте «Медного Всадника»), Павел подчеркивает свою родственную, прямую связь с основателем империи: на памятнике перед Михайловским замком выбито «Прадеду — правнук».

Памятник Петру I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге

Памятник Петру I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге

От замка начинается аллея, идущая мимо двух розовых павильонов, в которых несли службу охранявшие Павла солдаты. Аллея связывает Михайловский замок и Манежную площадь, получившую название по Михайловскому манежу (1820-е, архитектор К.И. Росси; ныне выставочный зал «Зимний стадион»), где офицеры занимались выездкой. Рядом с манежем в 2001 г. открыли памятник И. Тургеневу (неподалеку, на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы располагалась Демидовская гостиница, там Тургенев познакомился с П. Виардо). Этот квартал с полным правом можно назвать итальянским, чем не преминули воспользоваться римские посланцы на праздновании 300-летия Петербурга — в сквере посреди площади, вокруг фонтана, они установили бюсты петербургских архитекторов итальянского происхождения (Росси, Растрелли, Кваренги, Ринальди). Площадь пересекает Итальянская улица: напротив нее, на другом берегу Фонтанки, в первой половине XVIII в. находился Итальянский дворец, где проводились ассамблеи. На Итальянской улице расположены два Шуваловских дворца (Итальянская, 25; 1753-1755, архитектор С.И. Чевакинский и набережная Фонтанки, 21; 1795, архитектор Дж. Кваренги, Б. Симон). Первый принадлежал президенту Академии художеств Ивану Шувалову, а второй перешел к его потомкам от семейства Нарышкиных в середине XIX в.

Итальянская улица приведет вас на площадь Искусств, в центре которой разбит сквер, и он, к сожалению, не позволяет окинуть одним взглядом грандиозный архитектурный ансамбль, созданный К. Росси. Название площади как нельзя лучше отражает специфику расположенных здесь зданий, связанных и с литературой, и с музыкой, и с живописью, и со скульптурой. «Литературных объектов» на площади два: установленный посередине памятник А. Пушкину (1957; скульптор М. Аникушин) и кафе-клуб «Бродячая собака» (пл. Искусств, 5).

Площадь искусств в Санкт-Петербурге

Площадь искусств в Санкт-Петербурге

В начале XX в. «Бродячая собака» была одним из культурных центров Петербурга: здесь проводили вечера все те, кого мы считаем создателями культуры Серебряного века, — Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Маяковский. Об истории этого кафе можно подробно узнать в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, а некоторые детали его убранства воссозданы в стилизованном интерьере современного одноименного заведения. Рядом с «Бродячей собакой» — ресторан «Золотой Остап», при входе в него установлена статуя Остапа Бендера.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге

Музыкально-театральных адресов на площади тоже несколько. Самый важный из них — Большой зал Филармонии (площадь Искусств, 2/9; 1834-1839, архитектор П. Жако, К. Росси), бывшее Дворянское собрание. Филармоническим оркестром многие годы руководил Е. Мравинский; ныне им управляет Ю, Темирканов.

Большой зал Филармонии в Санкт-Петербурге

Большой зал Филармонии в Санкт-Петербурге

Также на площади расположен Михайловский, или Малый Оперный, театр (площадь Искусств, 1; 1831-1833, архитектор А. Брюллов; перестроен в 1859-1860, архитектор А. Кавос). В XIX в. на его сцене выступали французские и немецкие труппы. В современном репертуаре театра — классические произведения русского балета и оперы.

Михайловский театр в Санкт-Петербурге

Михайловский театр в Санкт-Петербурге

На площади находится и Театр музыкальной комедии (Итальянская улица, 13). Самый маленький музей открыт в квартире Исаака Бродского, ученика Репина и главного живописца довоенного СССР (пл. Искусств, 3, 11.00-18.00; кассы до 17.00; выходные — пн., вт.).

Центром всего архитектурного ансамбля служит Михайловский дворец (1819-1825, архитектор К. Росси), который с конца XIX в. занимает Русский музей. Строительство дворца кардинально изменило облик прилегающих районов: Росси думал «ансамблями», и, приступив к возведению дворца, приказал очистить от построек и деревьев пространство от Невского проспекта до Невы. Так возник Михайловский сад, Инженерная и Михайловская улицы, Манежная площадь и, конечно, сама Михайловская площадь. Если название Михайловского замка связано с Архистратигом Михаилом, то в названии Михайловского дворца звучит имя его первого владельца, брата Александра I Михаила Павловича — главы артиллерийского ведомства, командующего гвардейским и гренадерским корпусами.

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге

Дворец Михаил Павлович получил в качестве подарка от императора в день собственного бракосочетания с принцессой Вюртембергской (крестившись, она стала великой княгиней Еленой Павловной). До 1890-х гг. во дворце жили потомки Михаила Павловича; о роскошных приемах и балах до сих пор напоминают интерьеры дворца, парадная лестница, вестибюль, Белый зал. В 1898 г. Николай II торжественно открыл здесь «Русский музей императора Александра III» — Романовы начали коллекционировать русское искусство именно по инициативе Александра, стремившегося к сохранению национального духа. Сейчас в Русском музее хранится наиболее полное собрание русского искусства ( «Невский проспект»; Инженерная улица, 4, 318 16 08; 10.00-18.00, пн. 10.00-17.00; кассы закрываются на час раньше, вых. вт.).

В начале XX в. для размещения все увеличивавшихся фондов музея к основному зданию пристроены корпус Бенуа (1914-1919, архитектор Л. Бенуа) и здание этнографического отдела (Инженерная улица, 4; 1910-1911, архитектор П. Свиньин), позже преобразованного в самостоятельный Музей этнографии народов России («Невский проспект», «Гостиный двор»; Инженерная улица, 4/1. 313 44 21; 10.00-18.00; кассы закрываются на час раньше; выходные — понедельник и последняя пятница месяца).

Этнографический музей в Санкт-Петербурге

Этнографический музей в Санкт-Петербурге

Возвращаясь к метро по Михайловской улице, обратите внимание на здание гостиницы «Европейская» (Михайловская улица, 1; 1873-1875, архитектор Л. Фонтана), занимающей всю правую сторону улицы. Она до сих пор считается одной из самых престижных в городе. В номерах «Европейской» останавливались Р. Штраус и К. Дебюсси, И. Тургенев и В. Маяковский, Б. Клинтон и Ж. Ширак.

Гостиница "Европа" в Санкт-Петербурге

Гостиница "Европа" в Санкт-Петербурге

Прогулка по Центру Санкт-Петербурга закончилась. Можно на сегодня уже и отдохнуть :)

Очень люблю Санкт-Петербург!

 
 

Вам понравилась публикация? Хотите получать новые на свой email? Это просто:



Поделитесь публикацией с друзьями:


Нравится

Оцените статью:
Статья про Питер ни очемНемного для себя вынесПочитаю ещеОчень хорошая статья про ПетербургСтатья то, что надо! Так держать! (2 голосов, средний: 5,00 из 5)
Loading...Loading...



Комментировать блог о Санкт-Петербурге

  1. Имя:

    Проект важен, интересен. Спасибо, опробуем ваши прогулки.

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.