Таврический дворец. Таврический сад в Санкт-Петербурге. История дворца. Описание. Архитекторы - ЛЮБЛЮ ПИТЕР. Дыхание Питера. Блог о Санкт-Петербурге

RSS |

- ЛЮБЛЮ ПИТЕР. Дыхание Питера. Блог о Санкт-Петербурге

Дыхание Питера. Заметки жителя Северной Венеции

Таврический дворец и сад

Конец XVIII века, время обманов и обманок, интриг и политических провокаций. На берегах Невы возникает самая большая и богатая усадьба Петербурга — Таврический дворец, принадлежащий крупнейшей политической фигуре восемнадцатого столетия, императорскому мужу в прямом и переносном смыслах, генерал-фельдмаршалу князю Григорию Потемкину-Таврическому.

Потемкинский замысел

За простым и строгим фасадом Таврического дворца скрывались ошеломляющие своей помпезностью и мощью интерьеры, которые засвидетельствовали не только события той эпохи, но и предначертали исторический ход событий для всей России сыграв немалую роль в судьбах и владельцев, и народа в целом.

Строительство Конногвардейского дома, а именно такое название носила усадьба князя Потемкина вплоть до 7 сентября 1791 года, когда Екатерина Великая велела переименовать дворец в Таврический, началось в 1782 году. Генерал-губернатор Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний Григорий Александрович Потемкин прибыл в Санкт-Петербург. Но, несмотря на то что он фактически был вторым человеком в Российской империи, тайным мужем императрицы и отцом императорской дочери Екатерины Темкиной, светлейший князь счел неудобным для себя оставаться в Зимнем дворце и повелел выстроить собственный дом на окраине столицы. Благодаря отсутствию на тот момент каких бы то ни было строений между дворцом и Невой княжеская резиденция великолепно просматривалась и со стороны реки, и с противоположного берега. Кроме того, ее место расположения было удобно и для самой Екатерины II.

Строительством Таврического дворца в прекрасном месте, да еще и рядом с казармами, которые государыня часто посещала в качестве шеф лейб-гвардии Конногвардейского полка, Потемкин выразил дань уважения своей несравненной и своенравной даме сердца. По стилю здание Таврического дворца явилось первым образцом классицизма в Санкт-Петербурге. Это был не северный дворец, а скорее южная итальянская вилла. При этом дом имел Г.А. Потемкина внушительные размеры, позволявшие ему считаться самым крупным строением во всей Европе XVIII века. Его площадь составляла 65 700 квадратных метров. Дом имел высоту в 12 метров, а длина главного фасада составляла 2б0 погонных метров. Он стал эталоном архитектуры русской дворянской усадьбы, а и без того успешная карьера архитектора Ивана Егоровича Старова достигла по своему масштабу размеров, сопоставимых с воздвигнутым им бессмертным произведением искусства. Каждый хоть чего-то значащий помещик мечтал возвести на своей земле дом, подобный Конногвардейскому.

Царский подарок

Первоначально же дом, построенный для Григория Потемкина, вовсе не обладал величавым размахом и богатством интерьеров. Дворец почти в том виде, в котором он дошел до наших дней, достраивался по велению Екатерины II. Она приказала Старову установить на месте старого здания «роскошный дворец, наподобие Пантеона». Работы по строительству дома закончились в 1789 году. Потемкин провел в подаренном дворце меньше года, служба обязывала его находиться на южных границах России. В 1790 году князь решил продать усадьбу в казну за 460 000 рублей. Спустя год под предводительством князя Потемкина русские войска взяли турецкую крепость Измаил, и полководец вернулся в Россию. На родине его ждало разочарование, которое не смогло скрасить даже торжественное возвращение Конногвардейского дома, с которым Потемкин уже успел проститься, и новый титул князя Таврического, дарованный ему императрицей вместе с обновленным и достроенным дворцом за победу над турками. Григорий Потемкин уже знал, что в жизни Ее Величества появился новый фаворит — князь П.А. Зубов, покоривший падкую на молодость и красоту императрицу амбициозными планами завоевания Индии.

Понимая, что любовь Екатерины II уже не вернуть, Потемкин пожелал перестроить дворец, чтобы избавить себя от тяжести воспоминаний о былых любовных утехах. Но у грядущей реконструкции была и еще одна немаловажная причина: сырость от зимнего сада, искусно отстроенного Старовым. наносила непоправимый вред поистине царскому подарку бывшей возлюбленной — великолепной коллекции картин и скульптур итальянских, французских и испанских мастеров, жемчужиной которой являлась несравненная Венера, больше известная нам как Венера Таврическая. К тому же запах испарений создавал жуткие условия для пребывания во дворце и делал невозможным жизнь в нем.

Кроме проблем с зимним садом выяснилось, что при строительстве фундамента были допущены просчеты, он оказался ниже уровня прудов, отчего на полу образовывались лужи, а паркет вздувался. Сплошные страдания причинял Таврический дворец его обладателю. И ради чего? Всего лишь чтобы гости имели возможность восхититься прогулкой по Неве, могли насладиться живописными видами дворца с воды и только потом добраться по каналу до гавани и очутиться перед главным входом во дворец. Нет, князь Потемкин уже не хотел всеобщего восхищения, он мечтал о сухости и покое, а еще планировал отстроить Греческий зал и картинную галерею. Но Григорию Потемкину не суждено было стать свидетелем изменений в Таврическом дворце. Все происходило уже после смерти полководца и одного из величайших умов того времени.

После смерти бывшего фаворита Екатерина II выкупила дворец у наследников князя. Сделка обошлась ей в 2 611144 рубля и 1,5 копейки. Но, как оказалось, ради любимого места императрица не жалела никаких денег. Тут же на перестройку дворцовых сооружений был вызван помощник Старова — Федор Волков, на тот момент работавший в Зимнем дворце. Зимний сад так и остался стоять нетронутым, как, впрочем, и Белоколонный зал, от которого также хотел избавиться бывший владелец, да не успел. Зато на месте Концертного зала Волков возвел театр, а другой зал, где раньше исполнялись гимны во здравие императорского Величества, переделал под церковь Воздвиженья Креста Господня. Да добавилась ограда и канал до ковшовой гавани, длиной в 200 метров.

Проклятое место

С уходом из жизни князя над Таврическим дворцом как будто нависло тяжкое проклятье. Как будто стены дворцовые впитали в себя зловоние интриг. Здесь уже не устраивали шумных празднеств и увеселительных балов. Императрица удалялась в Таврический, чтобы побыть в одиночестве. Она бродит по сырым и холодным залам. Иногда работает над указами и законами. Дворец получает репутацию места политического. Наверное, его стены чувствовали грядущие перемены уже в день венчания дочери Александра Суворова с братом соперника Потемкина, Николаем Зубовым. 25 апреля 1795 года в отстроенной Волковым домовой церкви священник совершил обряд венчания. А уже 3 декабря и сам Суворов принимал гостей и показывал им совершенное искусство — Таврический дворец.

Смерть Екатерины II, воцарение на престоле Павла I — и вот дворец пришел в полный упадок. Мстительный властитель Российской империи вывез из «замка», как он приказал всем называть бывший дом любовных утех своей матери, все предметы искусства, даже наборный паркет был отодран и отослан на строительство Михайловского, или Инженерного замка. То, что осталось от предмета любования и страстного подражания всей России и даже Наполеона, отдали Конногвардейскому полку. Из зимнего сада сделали конюшни, а в Купольном и Екатерининском залах устроили манеж. Неизвестно, как сложилась бы судьба Таврического дворца, если бы Павла I не постигла участь, которую он желал дворцу. После убийства императора на троне воцарился любимый внук Екатерины II — Александр I, почти сразу принявший решение восстановить уничтоженный дворец.

18 мая 1802 года император поручил архитектору Луиджи Руска вернуть дворцу былое очарование. Но восстановление было приблизительным. После ремонта дворец казался не отреставрированным, а попросту новым. Руска урезал колонны Овальной галереи на 60 сантиметров, упростил много деталей, придававших дворцу былой блеск и лоск. Из зимнего сада бесследно исчезла ротонда, но, к счастью, сам сад оставался нетронутым до 1906 года, когда от него все-таки избавились, отдав площади для зала заседаний первой русской Думы. После реконструкции зданий дворец превратился в царскую резиденцию, здесь проходили встречи высокопоставленных гостей, и даже императрица Мария Федоровна любила приезжать сюда погостить-погулять.

В 1815 году в Таврическом саду проходили испытания первого в России парохода «Елизавета». В 1816 году был разобран мост Кулибина.

В 1822 году Таврический сад становится общедоступным.

В 1837 году Таврическому вновь пришлось пережить запустение. В Зимнем случился пожар, и все ценности, что успели спасти из огня, складировали в бывшем Конногвардейском доме.

В 1861 году газета «Северная пчела» писала: «По Высочайшему повелению с 24-го сего июля Таврический сад, за исключением оранжереи и фруктового сада, открыт для общественного гуляния… Вход в сад назначен с Таврической улицы, через так называемый Государев дворик».

Дворец для общественных нужд

Судьба Таврического дворца — явное подтверждение того, что вся история развивается по спирали. После запустения следует новый расцвет. Центральную часть здания отдают в управление Дирекции императорских театров. На рубеже веков, с 1898 года, в стенах дворца устраиваются выставки и празднования. Здесь отмечают столетие Пушкина, Бакст представляет на суд публики свою версию зимнего сада, Дягилев курирует выставки, и дворец вновь полон восхищенной публики. Претерпевает изменения и сад при дворце. Здесь открываются различные общественные организации: Общество физического развития детей, Дамское благотворительное общество, Кавалерийская школа. А на углу Потемкинской и Кирочной улиц специально для Общества попечительства народной трезвости возводят театр.

Так продолжается до 26 сентября 1905 года, когда Николай II закрывает выставку портретов по идее Бенуа и выселяет живущих во дворце придворных вдов — все ради демократии. Спустя полгода 27 апреля 1906 года, в Таврическом дворце состоялось первое заседание Государственной думы. С этого момента дворец окончательно становится политическим центром России.

В 1910-1914 годах в северо-восточной части сада для Императорского Российского Общества садоводства строят Выставочный павильон. После 1917 года павильон перестраивают в двухэтажный гараж. В 1917 году, после Февральской революции, правое крыло дворца отдают Временному думскому комитету, а левое — Петроградскому совету рабочих депутатов. С 1918 года в здании проходят съезды большевиков. Дворец почти полностью теряет свой первоначальный облик, но меняется он не только внешне, его переименовывают уже во второй раз. После убийства М.С. Урицкого было принято решение назвать именем видного большевистского деятеля Дворцовую площадь, табачную фабрику и Таврический дворец.

В январе 1918 года стены дворца становятся свидетелями Третьего съезда Советов и утверждения «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Избирается ВЦИК, которому Таврический отдается в полное управление.

А потом правительство переезжает в Москву. В бывших дворцовых комнатах размещаются кабинеты Высшей партийной школы. 19 июня 1920 года в Таврическом проходит заседание II конгресса Коминтерна, на котором петроградский пролетариат мог воочию лицезреть выступление В.И. Ленина в последний раз. И постепенно роль дворца как главной политической арены России сходит на нет. Это по-прежнему сцена, только здесь разворачиваются представления для будущих поколений. Вместо лозунгов — поздравления с Новым годом, елка и уголок юного натуралиста.

С 1932 года Таврический дворец и вовсе перестал интересовать жителей и гостей Петербурга. Он все больше походил на склад. Интерес для публики представлял лишь Таврический сад, переименованный в Парк культуры и отдыха Первой Пятилетки. Аллеи, где раньше прогуливалась императрица с фрейлинами, получают названия Ударников, Молодежи и так далее в полном соответствии с «заветами Ильича».

Страшное время Ленинградской блокады Таврический дворец и сад чудом пережили, несмотря на то, что на территорию было сброшено 43 фугасных   бомбы, несколько зажигательных бомб, а берег Круглого пруда завалило обломками бомбардировщика «хенкель», сбитого летчиком Севастьяновым. Здание дворца использовалось для размещения солдат и механиков, которые сопровождали и ремонтировали машины, возвращавшиеся с Дороги жизни. Удивительно, но блокадные ленинградцы, нуждавшиеся в дровах, не срубили в саду ни единого дерева. После окончания блокады детские больницы одного из районов Ленинграда использовали садовые земли для собственных огородов, эволюционный
Восстановление сада началось лишь в 50-х годах XX века. В 60-х годах в Таврическом вновь заиграла музыка, зимой здесь катались на коньках, летом — по прудам на лодках. Двухэтажный гараж перестроили в кинотеатр -Ленинградская панорама».

Наши дни…

С 1992 года в Таврическом дворце располагается штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи стран — участниц СНГ. Как и 300 лет назад, сюда вновь приезжают видные политические деятели со всего мира. Таврический вновь обрел свой статус, которым невольно наделил его князь Григорий Александрович Потемкин.

В 1999 году в Таврическом дворце начались реставрационные работы. В саду посадили более 500 деревьев, восстановили мосты, обновили газоны и дорожки. А в прудах поселили лебедей.

Вам понравилась публикация? Хотите получать новые на свой email? Это просто:



Поделитесь публикацией с друзьями:


Нравится

Оцените статью:
Статья про Питер ни очемНемного для себя вынесПочитаю ещеОчень хорошая статья про ПетербургСтатья то, что надо! Так держать! (Еще не оценили)
Loading...Loading...



Комментировать блог о Санкт-Петербурге

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.